Научно-методическая деятельность

Метод проектов (применительно к курсу "Оператор ЭВМ")

— способ организации учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий.

Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

Типы проектов

Максимальный объем проекта

Минимальный объем проекта

Этапы проектирования

Оценка качества проекта

Требования к оформлению пояснительной записки

Состав пояснительной записки

Критерии оценки титульного листа

Советы докладчику

Примерные темы проектов

Типы проектов

  • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

  • Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах ( совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

  • Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

  • Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Максимальный объем проекта

  1. Аннотация — 1 страница.
  2. Пояснительная записка — не менее 10 листов.
  3. Реклама в виде компьютерной презентации (5-10 слайдов) и в виде рекламного буклета (листовки).
  4. Web-сайт (из 3-5 страничек).

Минимальный объем проекта

  1. Аннотация — 1 страница.
  2. Пояснительная записка — не менее 10 листов.

Этапы проектирования

  1. Поисковый:
      1. Поиск и анализ проблемы, выявление из множества проблем наиболее существенных.
      2. Выбор темы проекта.
      3. Планирование проектной деятельности по этапам.
      4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
  2. Конструкторский:
      1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
      2. Составление конструкторской и технологической документации.
  3. Технологический:
      1. Описание технологии выполнения работы.
  4. Заключительный:
      1. Анализ результатов.
      2. Оценка качества.
      3. Оценка возможности использования результатов проектирования.

Оценка качества проекта

(проводится отдельно по текстовой части, презентации, Web-сайту, устному докладу)

  1. Соответствие цели.
  2. Соответствие техническим требованиям
  3. Надежность
  4. Внешний вид
  5. Оригинальность
  6. Новизна (новая идея)
  7. Экономический расчет
  8. Качество оформления проектной документации

 Требования к оформлению пояснительной записки

Мировое научное сообщество давно выработало и приняло рациональные формы представления результатов научной работы. Эти формы позволяют читателю кратчайшим путем прийти к пониманию сути работы, ее значения для науки и практики, а тем самым “взвесить” и автора работы, его умение логически рассуждать, излагать свои мысли, убеждать в достоверности результатов; словом, взвесить все то, что определяет способности автора к научной работе. Помните, что единственная цель любого написанного слова заключается только в том, чтобы оно было кем-то прочитано.

В состав пояснительной записки входят аннотация и статья, содержащая описание всех этапов проектирования. Аннотация выполняется на отдельном листе и не скрепляется с основной работой.

Пояснительная записка должна быть выполнена на стандартных страницах белой бумаги формата А4 на одной стороне. Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта — 12 пт) через полуторный межстрочный интервал. Размеры полей: левое — 25 мм, правое — 20 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 25 мм.

Текст не должен содержать грамматических ошибок.

Состав пояснительной записки

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение (содержит обоснование темы, постановку задачи, цель проектирования, описание новизны, актуальности проекта). Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении должна быть четко сформулирована цель работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор. Объем введения - не более 1.5 страниц машинописного текста, рекомендуемый объем - 1 страница. Помните, что умение кратко и по существу излагать свои мысли - это одно из достоинств научного работника. Никаких иллюстраций в раздел “Введение” помещать не нужно.

  4. Описание всех этапов проектирования. Основное содержание. Следующий после “Введения” раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п. В этом разделе должна быть четко раскрыта новизна и достоверность результатов работы. Понятие “новизна” для участников конкурса вовсе не означает, что Вы должны “открыть Америку” - это трудно сделать, не закончив среднюю школу, хотя принципиально такая возможность не исключена. Новым может быть, например, анализ известных научных фактов и оценка их автором работы; новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента и т. п. Экспериментальные работы, макеты устройств и приборов, выполненные автором работа почти всегда содержат элементы новизны, так как в таких работах принимает участие не только голова, но и руки. Умелые руки всегда ценятся высоко сами по себе, но особенно высоко - в инженерном деле. В то же время надо понимать, что новизна - это не самоцель работы; она должна быть логическим следствием самой сути работы.

  5. В том же разделе работы должна быть доказана достоверность результатов, если она не очевидна из предшествующего опыта и уровня знаний. Достоверность результатов подтверждается” как правило, контрольными расчетами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов и т.д.

  6. Экономический и экологический расчет.
  7. Заключение (выводы из проведенного исследования).
  8. Выводы, или заключение - неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного-трех пунктов. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться.

  9. Список использованной литературы.
  10. Работа завершается списком литературы. Имеются в виду те литературные источники (книги, журнальные статьи, описания изобретений, справочники и т.д.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки, например: [ 1 ]; в списке литературы квадратные скобки не ставят.

Критерии оценки титульного листа

  • Внешний вид (шрифтовое оформление, взаимное расположение графики и текста).
  • Полнота содержания.
  • Соответствие тематике.
  • Рациональность применения графики.
  • Правильность (применение табуляторов, пробелов, выравнивания).

Советы докладчику

Для доклада предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не бойтесь, что Вы не успели “сказать все”. После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, Вы, в сущности, дополняете свой доклад. Отрепетируйте его дома, когда Вам никто не мешает. Убедитесь, что Вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что примерно 80% времени они тратят на введение, а оставшееся время на изложение скороговоркой сути работы. Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная задача их заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют это делать хорошо и быстро), а “увидеть” Вас в этой работе, оценить Ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу.

Вот несколько советов докладчику:

  1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните - Вас никто не обидит.

  2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте се цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: “Цель работы заключается в ...)”. “Цель работы заключается в том. что (чтобы) ..,”, “Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью...” и т.п.

  3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.

  4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы. в виде основного вывода или заключения по работе.

  5. Закончите выступление примерно так: “Доклад закончен. Благодарю за внимание”.
  6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.

Помните, что победа в ваших руках. Залог победы хорошая учеба и добротно выполненная творческая работа. Хорошая работа имеет замечательное свойство: когда Вы защищаете её, она защищает Вас.

Примерные темы проектов

  1. Системы счисления.
  2. Разработка фирменного стиля школы.
  3. Дизайн-проект “Кабинет информатики”.
  4. Краткий обзор хитов 2000 года.
  5. База данных “Адресная книга”.
  6. База данных “Важнейшие события Древнего Мира”.
  7. Технология решения задач динамического моделирования. Интеграция информатики и физики.
  8. Технология решения задач с применением электронных таблиц.
  9. База данных “Моя коллекция”.
  10. Сравнительная характеристика растровой и векторной графики.
  11. Технология разработки тестирующих гипертекстовых документов.
  12. Технология оформления титульного листа.
  13. Технология оформления грамот.
  14. Технология оформления рекламного объявления. Современное состояние проблемы.
  15. Технология оформления визитных карточек. Полиграфия.
  16. Технология форматирования текста.
  17. Бизнес-проект “Мое собственное дело”.
  18. Бизнес-проект “Вывеска для офиса”.
  19. Имидж и дизайн офиса.
  20. Служебно-деловой этикет.
  21. Технология работы со сканером.
  22. Творческий проект “Компьютерная открытка, поздравление”.
  23. Анализ экологического состояния мкр. Шлюзовой.
  24. Анализ сейсмического состояния г. Тольятти.
  25. Анализ экономического состояния г. Тольятти.
  26. Анализ участия МОУ школы №75 в олимпиадах.
  27. Технология создания баннеров.
  28. История олимпийских видов спорта.
  29. О вкусах … спорят. Обзор кулинарных пристрастий народов мира.
  30. Зимние забавы российских детей.
  31. Спортивные игры для детей младшего школьного возраста.
  32. Спортивные игры для детей старшего школьного возраста.
  33. Развитие туризма в МОУ школе №75.
  34. “Споемте друзья”. Обзор музыкальной жизни МОУ № 75.
  35. Школьный клуб “Гражданин”. История создания. Достижения.
  36. Проект летнего лагеря на базе МОУ школы № 75.
  37. Проект зимнего лагеря на базе МОУ школы № 75.
  38. Анализ телевизионных программ за 1 квартал 2001 года.
  39. Технология решения линейных задач в языке Pascal.
  40. Технология решения задач на применение ветвлений в языке Pascal.
  41. Технология решения задач на применение цикла For в языке Pascal.
  42. Технология решения задач на применение цикла While в языке Pascal.
  43. Технология решения задач на применение цикла Repeat в языке Pascal.
  44. Аппаратное обеспечение современного компьютера.
  45. Обзор современного программного обеспечения.
  46. Компьютерные вирусы.
  47. Windows – многозадачная среда. Обучающий проект.
  48. Технология обмена данными в ОС Windows.
  49. История развития вычислительной техники.
  50. Древние вычислительные устройства.
  51. Фантазия на тему “Компьютеры XXI века”.
  52. Литературное и художественное творчество (фантастика, поэзия, живопись и т.п.).

 

На главную (161 bytes)На главную страницу

 © 2000-2001 МОУ №75
 
Ворона Е.Д.

Hosted by uCoz