Родионова Татьяна Алексеевна

учитель русского языка и литературы

Формирование навыков

правописания слов

с непроверяемыми орфограммами

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся пятых классов, перейдя из начального звена в среднее, показывают очень слабые орфографические знания, хотя, по мнению учёных-лингвистов, знакомство с основным "инвентарём" слов родного языка происходит именно в начальной школе. Известно и то, что из общего количества ошибок, допущенных школьниками в письменных работах, на долю безударных гласных падает часто свыше 50%, а 30-35 процентов по отношению к числу орфограмм составляют непроверяемые написания.

Как показывает практика, эти ошибки более устойчивые и менее поддаются воздействию школьных методов обучения, чем ошибки других типов. Это объясняется не только частотой употребления этих орфограмм в слове, но и трудностями, связанными с применением их правописания или способов запоминания.

Заучивание наизусть малоэффективно и противоречит одному из принципов современной дидактики принципу сознательности и активности. Большое количество "трудных" слов порой превращаются в пытку даже для "сильного" ученика. Что же говорить о "слабом", который с ужасом ожидает контрольный словарный диктант!? Ученик психически скован, боится ошибок. В этой ситуации необходимо помочь ребёнку не отчаиваться, развивать интерес к тому, что надлежит запомнить, научить "секретам" активного усвоения материала.

Свою задачу мы видим в том, чтобы определить наиболее эффективные методы и приёмы работы в обучении орфографии на основе психологической и методической литературы.

Как важный компонент обучения орфографии выделим формирование навыков правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными корня и другими орфограммами, требующие запоминания.

"С развитием речи, с обогащением словаря учащихся для них появляются всё новые и новые "трудные" слова (например, термины изучаемых в школе дисциплин, слова с отвлечённым значением, исключения из правил, написание которых вызывает определённые сомнения). Не учитывать этой особенности в речевом развитии, в развитии навыков правописания никак нельзя, если стремиться к получению, положительных результатов обучения, - отмечает известный методист М. М. Разумовская. И с этим нельзя не согласиться. Вот почему большое внимание на уроках русского языка необходимо уделять словарной работе. Методы и формы здесь разнообразны, и многие из них широко представлены на страницах методических пособий, газет, журналов. Но возможности совершенствования приемов неисчерпаемы. Главное направление поисков видится не только в развитии орфографической зоркости, но и в развитии речевых, коммуникативных навыков, в общем, в развитии каждого ученика.

Исследуя причины трудностей в запоминании слов, которые не поддаются обобщению, по которым сложно или нельзя составить алгоритма (к ним относятся непроверяемые гласные и согласные, различные исключения из правил), мы обратились к наблюдению психологов, считающих, что решение данной задачи тесно связанно с целым рядом причин, в частности, с учетом специфики памяти учащихся. Быстрому и прочному запоминанию способствуют следующие факторы:
· интерес к тому, что необходимо запомнить, и внимание к изучаемому в процессе усвоения и воспроизведения материала;
· эмоциональный импульс, вызванный изучаемым материалом (как правило, лучше запоминается та информация, усвоение которой сопровождается чувством радости, печали, гнева, тревоги и т.д., хуже - та, что не вызывает эмоций;
· понимание того, что заучивается (непонятное усваивается механически, зазубривается, что не способствует умственному развитию);
· соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью человека (такой процесс становится сознательным и протекает успешно, если учащиеся сравнивают, обобщают, формулируют выводы, проводят эксперименты);
· учет и использование знаний, усвоенных ранее, т.е. использование базы, необходимой для овладения новым материалом (в этом случае устанавливаются внутренние связи с ранее изученным, реализуется дидактический принцип преемственности и перспективности);
· настойчивость, упорство в работе, стремление добиться полного и прочного запоминания (без этих волевых качеств невозможна умственная деятельность человека).

Для учета особенности памяти учителю необходимо иметь четкое представление о тех анализаторах, которые принимают непосредственное участие в процессе усвоения и запоминания. Одним учащимся для запоминания необходимо самим увидеть предмет, его изображение или прочитать о нем. При воспроизведении материала такие дети как бы видят прочитанный текст, место на странице, где об этом написано, иллюстрации, схемы и т.д. Это свидетельствует о зрительном типе памяти. Психологи утверждают, что он характерен для 80% учащихся, поэтому учитель должен думать о правильности размещении информации на доске, доступности, яркость.

Для многих учеников характерно то, что процесс запоминания они обязательно сопровождают записью (или имитацией ее) заучиваемого. Вот почему важно после зрительного и слухового восприятия слова обязательное его прописывание.

Наблюдения психологов подсказывают, что всё это безусловно, должно быть учтено при выборе видов, способов, приёмов работы с трудными словами Но как определить, какой тип памяти является у школьника ведущим?

Эту работу может провести не только психолог, но и сам учитель. Научные сотрудники НИИ Общей и педагогической психологии Российской Академии наук Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко и Л. А. Концевая выпустили не одну книгу, которые могут помочь преподавателю не только решить методические задачи, но помочь учащимся научиться пользоваться различными видами памяти и развивать их.

Как известно, характерной чертой детей среднего возраста является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании принимать всё на веру. Зная это утверждение психологов, мы не просто знакомим детей с интересной и простой информацией, но и ставим их в роль исследователей. В процессе работы каждый определяет свой тип памяти и учится её развивать, выполняя специальные упражнения, например:
1. "Корректор". Исправьте ошибки в тех словах, которые "плохо выглядят". В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю.
Артеллерия, айзберг, атракцион, теннис, эксковатор, территория, горезонт, огроном, волетбол…
Такое задание способствует развитию зрительной памяти и учит "видеть" орфограммы. В случае затруднения можно указать количество ошибок (7). 
2. Аукцион скороговорок помогает развитию речедвигательной памяти (кинестезия - внутреннее проговаривание).

Без внутреннего проговаривания, как утверждают ученые, невозможно долговременное запоминание. Когда ученик выделяет орфограмму, он "включает" свой внутренний голос: рука выделяет, обозначает орфограмму, а внутренний голос ее проговаривает. Вот почему в работе над ошибками необходимо требовать выполнение в строгой последовательности такого алгоритма:

1. Найди "ошибкоопасное" место в слове (слабую позицию звука).
2. Графически обозначь орфограмму (выделяя орфограмму, ученик проговаривает правило).

Для развития слуховой памяти можно использовать игру в паронимы.
Аллигатор - ирригатор, экскаватор - экскалатор, 
крепостник - крепостной, сытый - сытный и т.д.

Тренируя моторную (рукодвигательную) память, ребята с удовольствием выполняют задание, которое называется "Письмо по памяти".

Материалом могут служить не только стихотворения, пословицы. Сборники афоризмов дают возможность обогащать индивидуальный словарь учащихся, одновременно развивая интеллект детей, приобщая их к нравственным ценностям. Крылатые фразы о дружбе, чести, благородстве, совести найдут применение на уроках развития речи. Дети будут использовать их в сочинениях.

Когда учащиеся увидят результаты собственных усилий, работать с ними станет гораздо легче. Знания, представления о взаимосвязи всех типов памяти позволяют учителю выбирать наиболее эффективные приемы объяснения учебного материала.

Но ведь и в практике начальной школы много упражнений, рассчитанных на включении различных типов памяти, а все-таки из года в год грустная картина повторяется: дети, которые пришли в пятый класс, в основной массе получают оценки ниже, чем получали в первых классах, а безграмотность отдельных школьников просто поражает. Многое приходится начинать сначала. Не случайно вопросы преемственности начальной и средней школы столь остро ставятся перед учителями-словесниками. Посещая уроки в третьих классах, нельзя не заметить, как много учителя работают над орфографическим чтением. Но почему же известное отчётливое послоговое проговаривание не даёт ожидаемых результатов? Звуковая копия должна оставаться в памяти движении мускульных мышц речевого аппарата ребёнка. И всё же 70% учащихся пишут с ошибками такие слова, как: агроном, горизонт, викторина, каллиграфия, экскаватор и т. д.

В 1991-92 учебном году я занималась с учеником второго класса, который из-за болезни не мог посещать школу. Он читал еле-еле по слогам, и, конечно, ни о каком грамотном письме не могло быть и речи.

Начали мы со скороговорок, отрабатывая артикуляционную базу. Затем быстрое чтение коротких слов, расположенных "столбиком" (см. "Приложение" к учебнику русского языка: "Пиши правильно", "Говорить правильно"). Постоянные тренировки дали положительный результат: мальчик стал гораздо лучше читать, реже пропускал буквы в словах. Работу со словарём начали с самых трудных слов: артиллерия, лаборатория, энциклопедия… Вначале слова произносил учитель, уделяя внимание артикуляции, и сопровождала показом картиночки с его наименованием крупным чётким почерком. Затем следовало произнесение "хором"… О роли послогового орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Важное место этому приёму отводил в своей книге "Изучение правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами" Н. Н. Катаев (Москва, 1959).

Используя приём послогового чтения, мы попробовали делать акцент только на "ошибкоопасное" места, произнося эти слоги гораздо медленнее, чем те, в которых орфограммы отсутствуют или не вызывают затруднений. Например:
ар - тил - лерия.

1. Следующий этап - самостоятельное воспроизведение звуков оболочки слова учеником и его написание. Таким образом, включаются в работу сразу все типы памяти: зрительная, слуховая и моторная. К ним добавляется ещё и артикуляционная. Видя слово и повторяя его в точном переводе букв в звуки, ребёнок легче запоминает написанное, так как "звуковая копия остаётся в памяти движения мускульных мышц речевого аппарата".

2. Так, довольно быстро ученик запоминает слово. Конечно же, не следует стремиться к механическому накачиванию памяти ребёнка новыми словами. Обучение должно вестись в занимательной форме, а "материал" может "поступать" из книг, которые школьники читают самостоятельно.

Вот в фантастической повести Евгения Велтистова "Приключения электроника" встретилось слово, которое ученик произносит как "раболатория". Прежде чем обратиться послоговому проговариванию, можно познакомить школьника с этимологией "незнакомца". Каждый ребёнок хочет знать, что реально стоит за формой. Ему интересно, почему акварельные краски называются акварельными, компьютер- компьютером, почему нельзя говорить "лаборатория". Объясните, что "lаborare" в переводе означает "работать", даст положительный результат.

Аналогичным методом были исправлены ошибки в произнесении слов "коридор" (от латин. currere "бежать, идти"), "агроном" (от греч. agros "после, пашня, земля" и nomos "закон").

Обращение к этимологическому словарю помогает не только в решении орфографических задач, но и углубляет интерес к слову.

Только орфографическим произношением работа над "трудными" словами не ограничивается. Их необходимо включить в активный словарь.

Прекрасным способом запоминания сразу большого количества слов является составление мини-рассказов с данными словами, сопровождаемое символическим изображением текста. Примером может служить известный рассказ о "чопорном шотландце", включающий слова-исключения с буквой "о" в корне после шипящих. "По образу" пятиклассники составляют свои рассказы-миниатюры на темы: "Спорт", "Цирк", "Библиотека", "Пресса", "Путешествие", "Времена года", "Животные", "Живопись" и т. д.

С удовольствием выполняют ребята и следующие задание: составить тематический словарик для игры "Замени одним словом". 

Есть у нас словарики, объединяющие слова с одним корнем:- "фон-", "акква-", "терра-", "теле-", "библио-", "микро-", "поли-", "фил-" и т. д.

Предлагаем, например, диктант "О любителях": библиоман, графоман, гурман, меломан. Конечно, школьники не могут сами объяснить смысл всех слов: необходим анализ греческого слова "ман". Зато это задание даёт толчок любознательности:
- А есть ещё слова с этим корнем?
- А наркомания - это любовь к наркотикам? 

Не случайно предложение учителя создать новый тематико-этимологический словарик "Школьная лексика" вызвала горячий интерес у пятиклассников, а две ученицы 5А класса уже провели исследовательскую работу по теме и выступили на научно-практической конференции.

Словарный словарь учащихся пополняется и за счёт тех новых слов, которые мы встречаем на уроках литературы. Художественный материал привлекает лексическим богатством, обилием и разнообразием форм и приёмов речи, эмоциональностью и картинностью, производящими на читателя соответствующие впечатление и потому способствующими достаточно прочному запоминанию слов- образов. Такие тексты на уроках русского языках хорошо использовать для лингвистического эксперимента.

Предлагается следующая запись:
"Тут ана увидила нат сталом малинькую стиклянную каробычку. Олиса открыла не - внутри был пиражог, на катором была кроссива написана: "Сйэш миня!" и т. д.

Дети сразу узнают героиню Льюиса Кэррола из сказки "Алиса в Стране Чудес". Но что произошло с текстом?
1. В этом тексте нарушены правила орфографии, но не графической записи. Сможете ли вы это доказать?
Докажите на двух-трёх примерах, что орфографически правильное написание и написание, предложенное в этом тексте, при чтении звучат одинаково.
2. Запишите текст без ошибок.
3. Проведите такую же работу с любым текстом, то есть запишите его без всяких правил орфографии, но так, чтобы читался он вполне прилично.

Эта работа, на наш взгляд, способствует более осмысленному изучению орфографических правил, заставляет ученика провести сопоставительный анализ и, наконец, внимательно относиться к слову вообще. А после того, как мы стали обращаться к текстам художественных произведений, включая их в игры, творческие задания не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях, дети начали читать "сноски" в книгах, некоторые завели рукописные словарики. Сочинение на тему "Слово, которое меня удивило (огорчило или заинтересовало)". Показало, сколько интересных открытий сделали для себя пятиклассники, задумавшись над значением или происхождением слов.

Когда ребёнок убедится в том, что работа над словом расширяет его возможности ярче, убедительнее высказать своё мнение, он с достаточной настойчивостью и интересом будет заниматься словарной работой.

В настоящие время в методике преподавания иностранных языков довольно широко используются приём коллажирования, как одна из наиболее эффективных форм, позволяющих познакомить школьников с лингвострановедческой информацией. Он заключается в создании коллажа путём наклеивания (прикрепления) на какую-либо основу различных материалов, для того чтобы последовательно раскрыть ключевые понятия осваемой темы.

Познакомившись с этим приёмом, мы решили использовать некоторые элементы в своей работе.

Слово "коллаж" [<фр. collage- наклеивание]- 
1) приём в изобразительном искусстве, заключающегося в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
2) произведение, исполненное в пробной технике;
3) в музыке 20 в. - введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов.

Эти определения уже знакомы детям с уроков изобразительного искусства, музыки. Мы уже, взяв за основу форму, наполняем свой коллаж словами. Это могут быть слова как одной тематической группы ("Цирк", "Театр", "Путешествие" и т. п.), так и разных тем, объединённых, например, единообразным написанием (например, буквой "О" или "А" или слова исключения из различных правил). Коллаж может выглядеть так:

По данной таблице хорошо работать как отдельно с каждой группой слов, так и со всеми словами, особенно на уроках обобщения. Коллаж помогает учащимся запомнить большие слов, зрительное восп риятие закрепляет орфографию этих понятий. Учитель экономит время, включая в работу сразу весь класс, предлагая вариативные задания: "слабые" включают словарные слова в словосочетания, вторая группа конструирует предложения, а "сильные" учащиеся пишут сочинение миниатюру на данную тему. Сколько понятий- спутников, сколько может быть вариантов. ("Спутник" - это слово, объединяющее группу слов, например, в теме "Театр" (это ключевое слово) "спутниками" будут "артисты", "зрительный зал", "зрители", "спектакль" и т. д.).

Выполненный красочно, коллаж делает работу интересной, доступной, эмоциональной, способствует р азвитию различных типов памяти у учащихся.

Практика показывает, что такой приём работы со словом даёт хорошие результаты. Тематические группы слов, знакомство с которыми проводиться с помощью таблиц-коллажей, не вызывает затруднений при написаний словарных диктантов. Повышается активность школьников, пробуждается интерес к творчеству (дети сами учатся группировать, систематизировать слова). Именно эти слова быстрее запоминаются в речи учащихся.

Думается, приём коллажирования можно использовать не только на уроках русского языка. Он помогает организовать словарную работу историкам, географам, математикам, физикам, а также сделать более интересным дифференцированные здания.

Итак, что же, на наш взгляд, является важным в обучении орфографии, в частности, при формировании навыков правописании слов с непроверяемыми гласными и согласными корня и другими орфограммами, требующие запоминания?

Прежде всего, необходимо опираться в своей работе на особенности памяти и способности восприятия к учёбе каждого школьника.

Нужно развивать навыки правильного, орфографического произношения.

Когда ребёнок слышит образец чтения и копирует его за учителем, отрабатывается артикуляционная база, ухудшается качество произношения. Такое чтение ведёт к общему развитию речевого процесса.

Разнообразие форм и методов работы, направленное на лучшее запоминание, развитие интереса к слову является важнейшим условием обогащение словарного запаса школьников. Система мнемотехнических приёмов, основанных на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами (мнемонические таблицы, рифмованны правила), помогает удержать информацию в долговременной памяти.

Библиография.

1. Алгазина Н. Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. М., 1977.

2. Бондаренко С. М. Урок-творчество учителя // Серия "Педагогика и психология". "Знание", №3, 1974.

3. Выгодский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982.

4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая А. А. Секреты орфографии. М., 1991.

5. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Как запомнить иностранные слова. М., 1994.

6. Немов Р. С. Психология. М., 1994.

7. Надель-Червинская и др. Иноязычная лексика русского языка. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

8. Панов М. В. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7 - 8 классов. М., 1987.

9. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.

10. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. "Мозг, обучение, здоровье". М., 1989.

11. Скороход Л. К. Словарная работа русского языка. М., 1990.

12. Тоцкий П. С. Орфография без правил. М., 1991.

13. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме. Для средней школы. М., 1976.

14. Фролова Т. Я. Минуя рифы русской орфографии. Симферополь. "Таврида", 1994. 

На главную (161 bytes)На главную страницу

 © 2000-2001 МОУ №75

 Ворона Е.Д.

Hosted by uCoz