|
||||||||||||||||
Глебов Петр Евгеньевич
|
Тараканы
Обнаглели
тараканы: испоганили стаканы, Шевелятся их усы на остатках колбасы. Мельтешат кривые лапки по тарелке и по тряпке. Шорох слышится в углу возле щели на полу. Тараканы на обоях – то по двое, то по трое. Цепь их целая видна у закрытого окна. Не боятся света твари, кипятком никто не шпарит оголтелую толпу – вот и бродят на виду. Нет их вылазкам отпора. Человек еще не скоро Из больницы в дом придет и порядок наведет. Жрут обжоры. Все им мало. Наедятся до отвала И уже не лезут в щель – спать ложатся на постель |
|
Берлога
В
лесу у медведя - берлога У суслика в поле - нора. И даже у злого бульдога Стоит во дворе конура. Гнездо у скворца среди
веток. Карась зарывается в тину. |
Экзотическая
птичка Залетела к нам недавно. Птичка выглядела славно, Пела тоже - ничего. Птичку слушали с восторгом. А потом поймать хотели. Та же - порх! - и улетела. Стало жить еще скучней. Воздушные замки. |
||
|
Любил мальчишка лёжа на траве, Смотреть на облака, что в синеве Над ним неторопливо проплывали, Навряд ли о грядущем думал он, Небесным представленьем увлечён, И гения в нём видели едва ли.По личным впечатлениям своим Этюды повзрослевший херувим Чертил в архитектурном институте. В этюдах этих плыли облака- Воздушных замков шпили и бока, Изящные, как будто капли ртути. |
|
Никто
не брался в жизнь перевести Намеченные гением пути- Уж очень примитивны были средства. А дряхлый архитектор – вот беда! – Этюды вынимает иногда Из шкафа и впадает быстро в детство. |
Бежит собака – гавкает, Летит ворона – каркает, И обе необычные Таят в себе мечты Вороне очень хочется Собакой стать охотничьей. Собаке очень хочется Покаркать с высоты, Нашли они волшебника, Хорошего волшебника, Достал волшебник палочку, Взмахнул, как дирижёр, Летит собака - каркает. Бежит ворона - гавкает, И палочка волшебником Машет до сих пор. |
а)
А.С. Пушкина
б) Ф.М.
Достоевского
в)
Л.Н. Толстого.
Объектом настоящего исследования является история русской литературы, изучаемая в средней общеобразовательной школе. После развала СССР из школьных учебников по литературе исчезли постановления ЦК КПСС и цитаты классиков марксизма-ленинизма. Изучаемый материал стал более доступным и занимательным, но интерес учащихся к литературе не повысился. В чем же дело?
На наш взгляд, ответ лежит на поверхности: многие учащиеся убеждены, что знания, которые они получают на уроках литературы не потребуются им в последующей практической жизни. В начале 21-го века Россия находилась на грани финансовой катастрофы, всех интересуют вопросы выживания в условиях стремительного обогащения кучки “новых русских” и почти поголовного обнищания остальной части населения.
Исходя из этого, мы решили обратить внимание на почти не освещенный в учебниках аспект истории русской литературы — финансово- экономической.
На уроках внеклассного чтения и дополнительных занятиях по литературе мы тщательно просмотрели не только школьные учебники, но и общедоступные книги, имеющиеся в каждой библиотеке: 1) изучаемый автор в воспоминаниях современников и 2) изучаемый автор серии ЖЗЛ.
При этом нами преследовались следующие цели:
Идею настоящего исследования подсказала книга Яна Перандовского “Алхимия слова”. В ней Автор пишет о материальной стороне жизни европейских писателей и сокрушается по поводу того, что о русских поэтах и писателей подобной информации практически нет. Так о чем же сообщает нам Перандовский?
Он пишет, что в древней Греции писателей и поэтов причисляли к цеху актеров, что не очень-то котировалось в то время. По Перандовскаму длинную вереницу литераторов-нищих открывает Архилох, тут же приводятся слова Петрония: “Не знаю, почему так получается, но сестрой таланта всегда оказывается нужда!”
Перандовский приводит интересные факты о том, что цари и полководцы водили за собой историков и поэтов, чтобы первые описывали, а вторые воспевали их победы. Цезарь Август, например, сумел впречь в свою политику и мечтательного Вергилия и неуступчивого Горация. Но о материальной поддержки этих авторов история умалчивает. К счастью жил при Августе человек более высокой культуры — Меценат, и он выручал императора, когда дело касалось деликатных вопросов финансирования творческих личностей.
Эпоха гуманизма оказалась золотым веком меценатства. Писателям и поэтам хорошо платили за посвящения, за вступительные речи, за любое проявление преклонения вроде свадебных песен или эпитафий по усопшим. Короли и папа, например, заваливали Петр (?) своими дарами за его способность изображать их лучше, чем они были на самом деле. А кто был половчее и лишен совести, торговал одновременно и похвалами и клеветой. Вольтер, например, умел всяческими способами выуживать деньги и подарки от монархов своего времени.
В Англии первым поэтом, зарабатывавшим на жизнь пером, был Александр Поун, которому перевод Гомера принес 9 тысяч фунтов, что по тогдашнему курсу составляло значительное состояние. Через руки Бальзака проплывали огромные суммы, — увы! — только проплывали. А Виктор Гюго после смерти оставил огромное состояние.
Но пусть нас не вводят в заблуждение огромные заработки Оскара Уайльда, яхты Мопассана, замки и дворцы Метерлинна. Это случаи исключительные, когда богатство сваливалось человеку, как снег на голову. Нередко одновременно с этим его творчество хирело и умирало. В основном же европейские литераторы влачили полуголодное существование, надеясь на царскую милость или на помощь меценатов.
4. Русская литература до появления в ней профессиональных литераторов.
История русской литературы условно начинается с 12-го века, то есть с древней рукописи "Слово о Полку Игореве". Уже в этой рукописи автор (воин по специальности) сетует на то, что его коллега — гусляр Баян — воспевает только подвиги князей, которые за это хорошо платят, а простой народ, обычные воины Бояна не интересуют.
Русские поэты и писатели древности не могли быть профессионалами, так как литературный труд в их время мало ценился. Чтобы не умереть с голоду, они вынуждены были идти в монахи или подрабатывать на стороне. Например, автор знаменитого "Житие протопопа Аввакума" не получил за свое произведение ничего, кроме побоев и страшных попыток, закончившихся сожжением в огненной яме.
Финансовый успех литературных произведений более позднего времени был крайне редким явлением. Например, переводчика и воспитателя чужих детей Фонвизина поразило то, что после первой постановки его комедии "Недоросль" благодарные зрители закидали сцену кошельками с деньгами. Основную часть этих денег забрали актеры.
Официальный историограф(?) Карамзин пользовался большой популярностью среди своих читателей. Во-первых, громадным тиражом разошлась его книга "Письма русского путешественника", где он рисовал подробности первой буржуазной французской революции. Гонорар за эту книгу в основном получили издатели. Его сентиментальный роман "Бедная Лиза" тоже брали нарасхват — полученные деньги Карамзин истратил на уплату долгов. А "История Государства Российского" несколько раз переиздавалась, автор не получил за нее ничего — деньги шли в царскую казну.
Знаменитый поэт Державин был профессиональным военным, Радищев служил при царском дворе, Грибоедов прославился более как дипломат, чем как автор комедии "Горе от ума" и т.п.
5. Материальная сторона жизни и творчества первых русских литераторов-профессионалов
а) А.С. Пушкина
Пушкина по праву можно назвать первым русским литератором-профессионалом. Немало подробностей о материальной стороне жизни поэта находится в книге Лотмана Ю.М. о Пушкине. Вот некоторые из них:
"Пушкины были весьма небогаты. Бесхозяйственные и недомовитые, они всю жизнь находились на грани разорения, в дальнейшем неизменно урезали материальную помощь сыну, а в последние годы его жизни и обременяли поэта своими долгами".
"Друг Пушкина Вяземский сохранил в своих записках сценку: "Отец поэта был очень скуп. Однажды сын его, Лев, за обедом разбил рюмку. Отец вспылил и целый день ворчал. Лев сказал Александру: " Можно ли так долго сетовать о рюмке, которая стоит 20 копеек?". Отец это услышал и с чувством заявил: "Извините, сударь, не 20, а 35 копеек!"
"Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своем воображении, после окончания лицея пришлось оставить: отец, опасаясь расходов (служба в гвардии требовала больших затрат), настоял на гражданской.
Первая поэма Пушкина "Руслан и Людмила" разошлась с огромным материальным успехом. Однако из весьма значительной выручки автор не получил почти ничего. Львиная доля досталась книгоиздателю Гнедичу. За поэму "Кавказский пленник" автор получил 500 рублей, а тот же Гнедич — 5000 рублей.
Из Одессы Пушкин писал брату: "Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу. Уплачу старые долги и засяду за новую поэму. Благо я не принадлежу к нашим писателям 18-го века: я пишу для себя, а печатаю для денег — ничуть не для улыбки прекрасного пола".
Время пребывания в Михайловском совпало с борьбой Пушкина за профессионализацию писательского труда. Вопрос гонорара диктовался не корыстолюбием, а борьбой за относительную свободу и человеческое достоинство, которые давала в России материальная независимость, при сознательном отказе от традиционных для русского дворянина источников существования: службы и помещичьих доходов.
В стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" есть такие строки:
"Внемлите
истине полезной:
Наш век —
торгам; в сей век железный
Без денег
и свободы нет…Позвольте
просто вам сказать:
Не
продается вдохновенье,
Но можно
рукопись продать!
Сотрудничая в журнале “Московский вестник”, поэт рассчитывал на значительные материальные выгоды: редакция должна была выплачивать ему за участие 10000 рублей в год. Но опыт сотрудничества оказался неудачным, коммерческий успех журнала был ниже всех ожиданий. И Пушкин много и с каким-то ожесточением играет в карты. Известно, что еще в 1820 году он расплатился с приятелем в счет покрытия карточного долга в 1000 рублей рукописной тетрадью стихотворений.
Чтобы жениться, поэт заложил в банке отцовскую деревеньку Кистеневку. Он хотел венчаться без приданого, но тщеславная мать Натальи Гончаровой не могла этого допустить, и Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое, которое он якобы получал за невесту.
Содержание семьи, светская жизнь, к которой поэт был прикован против воли, материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали денег, денег, денег. У Пушкина их не было.
Тягостные размышления о том, что в случае его внезапной смерти дети останутся без средств, все чаще мелькают в письмах к жене. Он рассчитывал поправить свои денежные дела изданием “Истории Пугачева” и занял у правительства 10000 рублей. Издание не оправдало его финансовых расчетов, и долг остался.
В дальнейшем он снова просит ссуду у Николая I в счет будущего жалования. В 1836 году по его собственному исчислению в письме министру финансов долг правительству составлял уже 45000 рублей – громадная сумма по тем временам. После гибели поэта этот долг по приказу Николая I был уплачен за счет царской казны, что бесспорно указывает на благосклонное расположение не к Пушкину, а к его жене – Наталье.
Отец Достоевского был врачом московской бедноты. Он игнорировал литературные способности сына и заставлял его поступить в Петербургское инженерное училище, считая, что обеспечивает сыну блестящую денежную карьеру. В то время деятельность военных инженеров при усиленном возведении крепостей на западной границе считалась выгодным поприщем.
В 1843 году Федор закончил училище. Но работа по специальности его не привлекала. Он пишет небольшие повести и рассылает рукописи в местные журналы. При этом он крайне бедствует. Так он в письме брату Андрею пишет: “Ради бога пришли мне рублей пять или хоть целковый. У меня уже три дня нет дров, и я сижу без копейки.”
Но вдруг в ноябре 1843 года он стал расхаживать по залу самоуверенно, чуть не гордо. Оказалось, что он получил гонорар за повесть “Наточка Незванова” – 1000 рублей. На другой же день он опять робкою походкой вошел к соседу – доктору с просьбой одолжить ему пять рублей. Полученный гонорар был частью проигран на бильярде, частью украден каким-то партнером.
Весной 1845 года Достоевский закончил свой первый роман “Бедные люди”. Этот роман восхитил Некрасова и Белинского. После опубликования “Бедных людей” автор получил громадный по тем временам гонорар. Он стал хорошо питаться, оделся у лучшего портного столицы и начал посещать литературные салоны. Так он связался с кружком Петрашевского, который проповедовал революционные идеи и состоял под надзором у полиции.
Кружок Петрашевского вскоре был разгромлен, и Достоевский 4 года отбывает на каторжных работах. Затем еще 4 года он служит обычным рядовым в Семипалатинске. Нужду при этом он испытывает неимоверную. С большим трудом он добивается разрешения на печатание своих литературных трудов.
Женитьба заставляет его влезть в долги. Расплачиваться за долги он собирается гонорарами за повести “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково”. Эти повести он ненавидит, т.к. вынужден создавать не острые социальные произведения, а благоглупости только ради литературного заработка.
Затем он с братом Михаилом выпускает журнал “Время”, где печатаются роман “Записки из мертвого дома” и повесть “Униженные и оскорбленные”. На вырученные от публикации деньги автор получает возможность выехать на лечение за границу.
В Европе он впервые посетил игорные дома, где выиграл большие суммы денег в рулетку и где эти же деньги через некоторое время проиграл. Но страсть к рулетке осталась. Достоевский был уверен, что постиг способ за короткий период добывать крупные суммы.
В 1864 году он похоронил свою первую жену, которая оказалась запойной алкоголичкой, и быстро нашел себе другую спутницу жизни – народницу Суслову. Но та вскоре покинула писателя, увидев его эпилептические припадки и безудержную тягу к рулетке. Самое поразительное, что именно в это время Достоевский создает свой самый знаменитый роман “Преступление и наказание”, где на первый план выдвигается проблема денег.
В конце 1866 года писатель попал в тяжелую финансовую передрягу. Увлеченный созданием романа “Преступление и наказание”, он забыл, что с другим книгоиздателем подписал контракт на создание еще неизвестного публике произведения. Оставался месяц, не написано было ни строчки. Невыполнение условий контракта грозило конфискацией имущества и долговой тюрьмой, куда уже попадал писатель Григорович.
Обычно на создание романа у Достоевского уходит 2-3 года. Писатель был в отчаяние и тут его приятель предложил ему выход: нанять стенарофистку. Этой сценарфисткой оказалась Сниткин А.Г. – будущая жена Достоевского. Спустя месяц рукопись романа “Изгои” была готова. Но долги оставались.
Достоевский не скрывал их от своей жены. На его попечении оставались остальные родственники: вся семья покойного брата. Число кредитов умершего издателя журналов “Время” и “Эпоха” было так велико, а сумма их вексельных взысканий так значительна, Что только за год до смерти писателя удалось погасить долги (и то лишь благодаря исключительной энергии, которую вложила в это дело жена Достоевского).
Отец Льва Николаевича, разорившийся подполковник в отставке, на приданное жены в 50000 р. купил дом в ясной поляне, который достроил, но не обставил. После смерти отца домочадцы решили ограничить расходы. Но жизнь была уже налажена на широкую ногу: 8000 р. стоили разъезды и подарки.
1841 год был годом голода. Чтобы не разорить имение и как-нибудь сохранить крестьянскую силу, продали деревню Неручь и на эти деньги кое-как помогли крестьянам перебиться. Кроме барского дома, все жили очень бедно, и даже господским лошадям была уменьшена выдача овса.
После смерти матери братья разделили имение: Льву Николаевичу как младшему, отдали ясную Поляну, причём братья ещё приплатили Льву (Сергей 1500р., а Николай – 2500р. серебром). Университет Лев Николаевич не закончил, но свидетельство о выходе из университета ровнялось свидетельству об окончании среднего учебного заведения. В ноябре 1850 года он был зачислен канцелярским служащим. В его дневнике появились такие записи:“Денег взаймы дал и поэтому сижу без гроша”.“Написал в деревню, чтобы скорее выслали 150 р.”.“Заложил часы”.“Влюбился. Купил лошадь, которая не нужна”.
В это время Лев Николаевич был легкомысленен, несдержан, доверчив. В 1851 году не попросив отставки, не выпросив паспорт, он отправился на Кавказ к брату Николаю, где тот служил офицером в русских войсках, Воевавших с чеченцами.
По дороге его постоянно обманывали. Тогда можно было прожить на 10 р. в месяц. Толстой же проигрывал в карты сотни рублей, всё время, зарекаясь и снова садясь играть. Свои проигрыши он описывал в “Хадим Мурате”. Толстой продолжал играть и в Польшу, куда прибыл без документов, находясь только под покровительством брата. Он сразу же проиграл одному офицеру 500 р. и решил продать Ясную Поляну, чтобы вернуть дом.
В это время в журнале “Отечественные записки” печатается его повесть “Детство”. Получив гонорар, Толстой платит все долги, утрясает дела с документами, после чего его производят в прапорщики. Писатель приступает к роману “Беглец” (Будущий “Кавказский пленник”). Главный герой романа – русский офицер, приехавший на Кавказ; таких ищущих иной жизни или хотя бы иного пейзажа, двойного жалования и встреч с красавицами, было много.
В 1854 году начинаются боевые действия в Крыму, и Толстой пишет рапорт переводе в Крымскую армию. Оттуда он опять шлёт письмо в Ясную Поляну с просьбой выслать ему денег. От страсти играть в карты он всё ещё избавиться не может. В 1856 году он был произведён в поручики и подал в отставку, решил полностью посветить себя литературному труду. В Петербурге он познакомился с Фетом и Тургеневым. Фету Толстой страшно завидовал, т. к. Фет был владельцем конных заводов и писал изумительные стихи о русской природе, о любви. А Тургенев презирал: во Франции Толстой узнал, что возвышенная любовь Тургенева к певице Виардо, так же как и жизнь мужа Виардо, оплачивалась деньгами Тургенева.
Вернувшись из-за границы в Россию, Толстой на свои деньги стал строить школу для крестьянских детей. Учителей он нанял из бывших студентов, которые когда- либо были уволены из университетов за вольнолюбные настроения. Вскоре полиция устроила в Ясной Поляне обыск. Школа была разгромлена. Деньги оказались выброшенными на ветер. Но в этом же 1862 году, Толстой женился. Его избранницей была дочь губернского врача – Софья Бернс.
Она оказалась женщиной хозяйственной. Во-первых, она взялась набело перешивать черновики писателя. Во-вторых, она повела ностаящую войну с книгоиздателями за то чтобы гонорары выплачивались вовремя и чтобы они не были грабительски низкими. И вскоре после женитьбы Ясную Поляну посетила настоящая финансовая удача.
Это произошло после публикации романа “Война и мир”. Везде о романе говорили, везде его читали, он разошёлся в двух изданиях с невиданной в то время быстротой. На полученные гонорары писатель покупает земли. На этих землях с разрешения Толстого селились последователи его учения о “непротивлении злу населением”. Толстовцы пытались организовать земледельческие колонии. Люди бросали кафедры, уходили пахать землю и, конечно, пахали её плохо.
Считая, что религиозные и социальные причуды мужа добром не кончится, Софья съездила на поклон к уфской семье и добилась, чтобы все земли, купленные Львом Николаевичем, перевили в собственность его семьи. Родственники собрались и быстро решили произвести раздел, будто Лев Толстой уже умер или ушёл в монастырь.
Об этом разделе сам Толстой написал в письме художнику Ге следующее: “Теперь собрались все дети. Илья всё хозяйничает и живёт распущенно. После денежных столкновений с матерью решили делить всё имение. Я должен буду подписать бумагу, дарственную, которая меня избавит от собственности. Я подпишу, потому что, не поступив так я вызвал бы зло…”
После раздела земли, и имения нужно было решать, как быть с авторскими правами. 16 сентября 1891 года Лев Николаевич написал и послал в газеты своё отречение от авторских прав. После этого он пишет роман “Живой труп”, главный герой которого пытается жить без денег. Однако наследники не разрешили публиковать этот роман без выкупа: они получили от издателя Сытина большой гонорар.
Толстой написал завещание: “Похоронить его там, где я умру, на самом дешёвом кладбище, если это в городе, и в самом дешевом гробу – как хоронят нищих. В газетах о смерти не печатать и некрологов не писать. Право на издание моих произведений передать обществу”.
Его жена спокойно отнеслась к этому завещанию, т. к. юридической силы оно не имело, а было лишь продолжением разговоров писателя о совести
6. Авторское право и писательские гонорары в соответствие и постсоветские времена
Можно было бы приводить ещё немало примеров о денежных мытарствах Некрасова, о финансовых взлётах и падениях Чехова, об удивительной писательской карьере Максима Горького, но время не умолимо двигалось в перёд, и на смену дореволюционной русской литературе пришла литература СССР. Возник союз писателей, и вместе с ними возникло законодательно утвердительное авторское право.
Писательский труд теперь приравнивается к труду рабочего за станком. Гонорары были настолько мизерными, что поэт Маяковский вынужден был изобрести новую форму стихотворной строки - "лесенкой", чтобы платили больше. А Есенин создавал стихи "поточным методом", подбрасывая бумажки с рифмами в воздух и создавая свои шедевры по принципу "буриме".
За рубежом уже давно присуждались Нобелевские премии (примерно 980 тысяч долларов) за лучшее достижение в области науки и искусства. Из русских писателей и поэтов Нобелевских премий пока что удостоилось только 4 человека: И. Бунин, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Бродский.
По образцу Нобелевских премий в СССР появились Ленинские и Сталинские премии. Их присуждали за наиболее идейно-выдержанные произведения литературы. Среди лауреатов этих премий можно назвать С. Михалкова (создателя текста "Гимна Советского Союза"), М. Некрасова (за роман "В окопах Сталинграда"), Солняницена (за повесть "Один день Ивана Денисовича") и др.
Лауреаты Ленинских и Сталинских премий получали вне очереди квартиры, автомобили и право выезжать в командировки за границу.
После
развала СССР в газетах и журналах были
опубликованы многочисленные протоколы
заседаний Союза писателей, где
рассматривались вопросы не столько
идеальной направленности литературных
произведений, сколько о размере
авторских гонораров. Одним словом, шла
общая грызня за лучший кусок общего
пирога. А сколько писателей и поэтов
было просто выброшено на обочину жизни
или за границу только потому, что они не
хотели славословить вождей и их
прихлебателей. Среди них - Анна Ахматова,
М. Зощенко, Замятин, Пильнян и др.
В постсоветские времена ситуация на книжном рынке резко изменилась. Бешенные гонорары получают только те авторы, которые чутко улавливают настроение читателей публики или пишут в угоду "новым русским". Среди таких можно назвать Э. Тополя, Ф. Незнанского, П. Доценко, В. Головачёва и др. Хотя от публики тщательно скрываются суммы этих гонораров: большая часть прибыли в настоящее время идёт даже не книгоиздателям, а тем "теневым структурам", которые эти издательства курируют. Литературы на рынке много, а по настоящему интересных произведений - раз - два и обчёлся! По уровню современная русская литература сильно уступает литературе классической.
7. Выводы:
Маранцман В. Г. “Литература”. Учебник для 9-ого класса М. Педагогика, 1994г.
Русская литература 19 века. Учебник для 10-го класса (в 2 частях) М. Просвещение 2000г.
Лебедев Ю. В. Учебник для учащихся 10-ого касса М. Просвещение 1992г.
Славянская русская советская литература, книга для учителя А. Г. Богарова и Г. А. Белова М. Просвещение.
Лотман Ю.В. “Пушкин” искусство 1995г.
А.С. Пушкин в воспоминаниях Наука 1982г.
Гроссман Л. и Достоевский “Молодая гвардия” 1965г.
Шкловский “Лев Толстой” Молодая гвардия 1967г.
Перандовский Я. “Алхимия” Правда, 1990г.
Наровчатов С. Молодая гвардия 1973г.
Список
тем ученических рефератов по финансово-экономическому
проекту.
Пушкин – первый профессиональный
писатель России.
Деньги Лермонтова М.Ю.
Вечный Достоевский.
Финансовые обстоятельства Толстого.
Стремление к независимости Чехова.
Русские поэты и писатели нобелевских
премий.
Лауреаты Ленинских и Сталинских
премий.
Влияние зарубежной литературы на
русскую.
Зависимость объема произведения от
авторского гонорара.
Пути развития русской литературы: от
любительства к профессионализму.
©
2000-2001 МОУ №75
Ворона Е.Д.