Архипова Марина Геннадьевна
учитель технологии

"Чудо на ладошке"
/Из опыта работы учителя технологии Архиповой М.В./

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.
Я хочу напомнить о волшебных свойствах лепки, не классической, по старинке - из глины и пластилина, а более новой - соленое тесто.
Моя цель - познакомить с возможностями теста, с его историей, с технологическими возможностями этого удивительного материала, показать свои творческие работы.
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.
Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела.
В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козули", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству.
Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинцами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. Сказано в Библии, что бы создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что наделил его создатель разумом и дал возможность совершенствоваться, стремиться походить на нашего небесного отца. Народный мастер вкладывает в свои творения тот же смысл, по разумению и подобию своему изображает он мир цветов и птиц, зверей и людей, вдыхает в них душу.
Вот и мы на уроках "Теория формирования художественно - конструкторского мышления" с учащимися 5, 6, 7, 10-х классов создаем неповторимые образы из соленого теста. Работа с тестом нравится многим, материал послушный, добрый, работа увлекательна, ведь не просто слепишь и все, работу можно расписать красками, добавить другой материал.
Семь лет назад в журнале "Работница" были опубликованы, фотографии работ московской художницы Эли Валевой, мне очень понравились работы, но о технике исполнения ничего не было написано, это заинтересовало. Уже тогда мы с ребятами 5-х классов попробовали сделать что-то подобное, но с пластилином. Появились первые коллажи-портреты, где использовали ткань, пряжу, бусы…
Но пластилин слишком мягкий материал, даже покрытый лаком - подвержен разрушению. Интерес остался и вот четыре года назад мне попался рецепт теста, которым я до сих пор пользуюсь. Работая тогда в 14 школе, мы с детьми делали первые шаги в освоении новой техники - лепки из соленого теста.
Выполняли работы - это фрукты, корзины с фруктами и цветами, маски, но больше нам нравилось смешивать материалы, вводя в декоративные работы ткань, пражу, монетки, значки, мех…
Получились интересные работы. Моя излюбленная тема, над которой хотелось бы поработать более серьезно это "Русский национальный костюм", "Русский быт". Поэтому работа в русских костюмах смотрятся интересно нарядно.
В 1998 году вышла книга автора Изольды Кислальт "Соленое тесто", где предлагается рецепт теста, очень полезные технологические приемы лепки,Образец работы интересные тематики. Книга очень красочная, доступен текст, много идей, но все они связаны с католической верой, а мы русские, православные, поэтому я стараюсь, чтобы дети брали из книги не весь перевод, а основное - технологические приемы. Чтобы корзина была с яблоками, а не с бананами, нашему глазу приятнее Машенька, чем Биакка, если сказка то русская. Запретов в идеях нет, но хочется, чтобы наше родное, русское от молодых не уходило. Тем для лепки очень много, только необходимо терпение и аккуратность, лепка захватывает, хочется больше и больше, т.к. материал новый, люди воспринимают его с теплотой, с восхищением. Можно создать маленькие или большие работы. Можно создавать работу одному, а можно и коллективно, каждый внесет что-то свое.
Фигуры из теста имеют некоторую тяжеловесность, не позволяют делать изделия крупных размеров, поэтому фигуры и детали не должны быть большими и толстыми.
Девочки 10-х классов выбрали "соленое тесто" для выполнения проекта по "Дизайну помещения". Они не только проект написали, но и выполнили творческую работу - настенное панно. Ведь работы из соленого теста обладают магией, они притягивают к себе, на них приятно смотреть, они интересно создают уют не только дома, но и в рабочем кабинете.
Ярко раскрашенные настенные панно, лепки, композиции из объемных фигурок станут замечательными подарками, особенно, если их сюжеты будут соответствовать празднику.
Устраиваемые в школе ярмарки показали, что изделия из теста нравятся многим, раскупаются быстро и весело. Когда работа удается, получаешь огромное удовлетворение.
Мука - это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола зерна, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления солёного теста. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Можно смешивать муку, например пшеничную и ржаную.
Добавки. Для повышения эластичности и прочности теста можно добавить 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведённого в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду. Используют и клей ПВА, разбавив его водой. Но мне больше нравится подсолнечное масло (1 столовая ложка), которое тоже повышает эластичность теста, при этом ничуть не жирное. Пробовали добавить яичный белок, тесто становилось очень приятным, мягким, эластичным, но со временем на работах появляются трещины, поэтому сейчас мы не добавляем его в тесто.
Вода, должна комнатной температуры или холодная. Ни в коем случае горячую воду не использовать, нарушается технология изготовления теста.

Основной рецепт теста.

300 гр. Муки (2 стакана)
300 гр. Соли (1 стакан)
200 гр. Воды (1 стакан)

Если теста не нужно много, можно все уменьшить вдвое. Рецептов много появилось в печати, но так как мы увлекаемся этим видом лепки нам приемлем этот. Тем более вымесить тесто , где рецепт даётся в ложках, на мой взгляд не возможно.
Берётся чашка или глубокое блюдо, мука смешивается с солью, затем добавляется вода. Необходимо вымесить тесто очень хорошо, примерно минут десять.
Если тесто жидковато добавить муки, месить до тех пор пока тесто будет эластичным, однородным, хорошо держащим форму, но при этом не ломким (похож на пластилин). Затем его помещают в полиэтиленовый пакет и убирают в холодильник. Лепить лучше всего на следующий день, оно становится более упругим и гладким. Замес теста большой и всё тесто сразу излепить трудно, оно может храниться некоторое время изменяется его структура, становится более мягким. Это можно исправить, замесив это тесто с мукой. И ещё изделия из старого теста при сушке могут деформироваться, появляются вздутия, цвет высушенных изделий серый. А если изделия сушатся при комнатной температуре или соль кристаллизуется на поверхности, или "сморщивается" поверхность. Поэтому вывод такой и совет: делать тесто столько, сколько необходимо для ближайших работ, не давать залёживаться тесту. Если у нас такое случается, то мы выполняем из теста рамочки, для оформления работ и красиво, и экономия.


Сушка.

Сушить изделия лучше всего под воздействием температуры, в духовом шкафу, изделия становятся более прочные, чем при просушивание на воздухе. Воздушная сушка занимает много времени, неделю или более, зато поделки получаются более светлые, если тесто окрашено, цвет не изменяется.
В книге "Солёное тесто" Изольды Кискольт даются несколько советов для просушки изделий, вот основная температура и время для просушивания теста на каждые 1/2 см толщины.


Окрашивание теста.

Расписывать изделия можно маслинными красками, правда, этот прием для детей трудоемкий, ведь необходимо время, чтобы один слой высох, потом роспись продолжать. Лучше всего подходит водяные краски, например акварель или тушь. Тесто пропитывается и становится слегка прозрачным, приобретая свечение обработанной кости. Также для росписи изделий подходит гуашь, быстро сохнет, можно в работах добиться такой же живописности, как и акварелью.
Детям очень нравится работать окрашенным тестом, то есть уже цветным, как пластилином. Окраску теста выполняют при размешивании теста, добавляем в воду амиловые пищевые красители и каждый цвет хранят отдельно друг от друга в полиэтиленовом пакете.
Всё же расписные изделия более интересней, натуралистичней, чем вылепленные из цветного теста.Роспись изделия
Чтобы придать особую звучность и прочность изделиям их покрывают олифой или лаком. Лаком покрывают изделие со всех сторон, чтобы защитить от влаги, а если блеск не желателен, используют матовый прозрачный лак.
Если не защитить поделку лаком, через некоторое время, под воздействием влаги, красочный слой отслоится от теста, и внешний вид утратит былую роскошь.
Инструментом для лепки могут быть всевозможные приспособления. Основные- это маленький кухонный нож, скульптурные стенки из дерева или пластмассы. Расческа, формочки для выпечки, шариковый стержень, шпильки, колпачки от фломастеров, кисточки и многое другое.
Когда тесто готово, мы работаем, прежде всего, под эскизом, выполняем рисунки- поиски, чтобы хотелось сделать из теста. Затем на листке бумаги выполняем зарисовку основной формы задуманного изделия, далее работаем с тестом. Чтобы детали присоединились, друг к другу используем воду (примерное количество воды и желательно) заглаживал места соединения.
Если необходим рельеф, выполняем фазу, иначе через некоторое время поверхность высыхает и после отпечатки, появляются некрасивые трещинки. Работать необходимо чистыми руками, периодически смывать тесто с рук и насухо вытирать.
Почему мы лепим на бумаге? Так как работаем на уроке или в кружке, а эта от 5 до 25 человек, транспортировать изделия легче на бумаге для просушивания, чтобы изделие не поломались, не появились трещин, которых потом не исправишь. Поэтому лепка из теста требует от детей максимального внимания, аккуратности, реализации своей фантазии. После просушивания бумага удаляется, края зачищаются, наждачной бумагой при необходимости изделие расписывается.
Технологических приемов много, это для каждого индивидуально. Очень широко и доступно они изложены в книге Изольда Кискальт "Соленое тесто " с множеством фотографий и шаблонов.
Учащимся нравится листать эту книгу и брать идеи от автора книги. Но подробно силы в лепке появляются и свои индивидуальные идеи, очень оригинальные не хуже, чем у мастера.
Поделки из соленного теста оригинально смотрятся в рамках либо из дерева, либо из теста. Прежде всего, к расписанному изделию подбирается фон. Определенных рекомендаций нет, единственное, что поверхность фона- в основном, должна быть шероховатой, не бросаться в глаза, то есть не перебивать поделку, конечно, гармонировать с изделием.
Это может быть ткань (холст), мешковина…, на мой взгляд неплохо работы смотрятся на обоях, тем более сейчас такой богатый выбор, желательно чтобы поверхность была не глянцевой и с неброским рисунком. Еще один вариант- это поверхность картона или ДВП покрасить, или даже расписать кистью, или оформить "набрызгом".
Затем основу с помощью клея или гвоздей прикрепляются к рамке, только изделие из соленного теста. Изделия хрупкие и от удара и падения могут разбиться.
Технология изготовления корзиночки Эскизы изделий
Смешанная техника Технологтя изглтовления изделия

Заключение  

Техника "солёное тесто" для нас не нова, хотя о ней заговорили не так давно. Техника интересна, многообразна, можно выполнить плоские работы, и большим рельефом. Выполнение панно в этой технике особо любимы и привлекают всеобщее внимание всех и больших, и маленьких, наблюдая за учащимися видишь с каким трепетом они расписывают изделия, а если необходимо расстаться с ним, переживают. Большим интересом пользуются работы из теста на выставках, зрителю /кто не знает этой техники/ очень интересно из чего это сделано, хочется дотронуться, прикоснуться к таинству. Кощунства над хлебом в этом нет, т. к. используется всякая мука, даже испорченная жучками, пройдя обработку ситом. А затем у нас ничего не выбрасывается, каждый кусочек идёт в дело. Перед работой тестом ведём с учащимися беседу о хлебе, о труде который вложен. О добром отношении к хлебу, к поделкам из хлеба. Материал этот доступен, экологически чист, не получает одежду, а остальное зависит от фантазии мастера.
По завершению лепки, росписи и закрепления лаком изделия оформляется рамкой и можно порадовать своих близких, родных людей, а так же друзей вручением подарка из солёного теста.


Литература

 1. В. С. Горичева, М. И. Агибина "Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина". Ярославль, "Академия и Ко" 1998г.
2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова "Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок". "Ярославль, "Академия и Ко" 2000 г.
3. Н.А.Горяева, О.В.Островская "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" М."Просвещение" ,2000г.
4. Изольда Кискальт "Соленое тесто" М., "АСТ-Пресс" 1998г.
Дамочки Дамочки    

 Образцы изделий  

Ученицы за работой

 

 

На главную (161 bytes)На главную страницу

 © 2000-2001 МОУ №75
 
Ворона Е.Д.

Hosted by uCoz